На склоне лет все чаще вспоминается военное детство
Свой рассказ я посвящаю 75-летию Великой Победы. Хотелось бы, чтобы читатели делились своими рассказами о судьбах людей военного времени, о детях, на долю которых выпало это тяжелое время.
Я, Попова Анна Павловна, 1931 года рождения. На склоне лет моя память все чаще и чаще вспоминает детство и юность. Они прошли в селе Костенки Воронежской области.
Мне сейчас 88 лет, я узник немецкого фашизма, ветеран войны, ветеран труда, инвалид второй группы третьей степени.
СТРАШНОЕ ИЗВЕСТИЕ
Пришла внезапно весть о начале Великой Отечественной войны. Село Костенки замерло. Все бежали и кричали: «Война! Война!», неся тревогу и беспокойство в сердца людей. Посыпались повестки о призыве мужчин в армию.
Слышался плач женщин и детей, провожающих своих родных на войну. Мама и мы трое (я, сестра и брат) провожали отца, 1898 г. р., брата, 1918 г. р. и второго брата 1923 г. р.
Появление в селе немцев было внезапным в конце мая − начале июня 1942 г. Фашисты с автоматами забегали во дворы селян, забирали продукты, стреляли домашнюю птицу, угоняли скот. У нас увели однолетнего телка, разбили пасеку, отстреляли кур. Когда мама шла доить корову, все немцы с фляжками стояли и ждали, когда она подоит. Все молоко разливали по фляжкам и говорили: «Я, матка, добрый. Я румын, я поляк, я чех, я болгар». Они еще сами приходили ночью доить корову.
В конце июня староста оповестил все село, что немцы будут эвакуировать все население. Староста сказал взять с собой еды и вещей на две недели. Мама навязала узлов с едой и вещами всем нам назад-наперед. Корову забрали немцы. Остальное, что осталось: вещи, хлеб (зерно), закопали в землю в кадушках.
СТАЛИ ПЛЕННЫМИ
Шли четверо суток под немецким конвоем. Пригнали все население в село Семидесятное и поместили в колхозные сараи, все огородили колючей проволокой. Кормили очень плохо: по кусочку хлеба и кружке кипятка. Всех женщин немцы увозили копать окопы. Зимой поставили печки-буржуйки. Было холодно и голодно. В январе 1943 года нас освободила Советская Армия. Сколько было радости и слез! Все обнимались друг с другом. До Костенок добирались кто как мог.
ДОМА НЕ ОСТАЛОСЬ
Когда мы вернулись, оказалось, что у нас не стало дома. Немцы его сломали на блиндажи. Дом брата сгорел. Пошли жить на квартиру, а летом жили у себя в сарае.
Есть было нечего. Одежды, обуви не было. Кадушки, которые были закопаны, немцы вскрыли и все забрали: одежду, обувь, зерно.
Пришла весна. Пошла зелень. Ходили на реку Дон, ловили ракушки, чистили их и варили. Брат ходил в поле ловить сусликов. Летом 1943 года брата 1926 г. р. забрали в армию. Ему было 17 лет. Он погиб 9 марта 1945 года, не дожил до Дня Победы.
РАБОТАЛИ СО ВЗРОСЛЫМИ
На летних каникулах мы ходили вместе с женщинами на полевые работы. Пололи картофель, подсолнух, свеклу, капусту. Когда начиналась уборка урожая, работали на молотилке, веяли зерно, возили на волах воду. За всю работу тогда платили трудоднями. Денег в колхозе не было.
А осенью, когда приходили домой со школы, бежали помогать маме. Молотили подсолнух, чтобы ей выработать положенное количество трудодней за год.
ОНИ ВЕРНУЛИСЬ
После Дня Победы домой вернулись: раненый отец (инвалид второй группы), брат-танкист, обгоревший до пояса, и раненый второй брат. Отец и братья разобрали немецкие блиндажи и построили дом.
В 1951 году я окончила десять классов и поступила в радиотехникум на третий курс без экзаменов. Учиться было очень тяжело, так как была плохо одета и денег не было. Жила на квартире. Отец получал как инвалид второй группы пенсию 90 рублей и все деньги отдавал мне, так как надо было платить за квартиру 80 рублей в месяц. А на оставшиеся 10 рублей я покупала сахар. Из дома привозили хлебные сухари и пшено. На втором семестре сдала экзамены на «4» и «5», и мне назначили стипендию. Стало полегче, и денег у отца больше не брала.
ЖИЗНЬ НАЛАЖИВАЕТСЯ
В 1953 году я закончила техникум и была направлена на радиозавод в г. Воронеж. Работала контрольным мастером. В 1955 году вышла замуж. Мой муж работал на заводе Сельмаш жестянщиком. Жили сначала на квартире, а потом построили дом. Мы прожили с ним 62 года, в 2017 году он умер. За нашу совместную жизнь родили дочь и сына.
У меня три внука и внучка (и уже три правнука), они все получили высшее образование, работают в престижных заведениях. Старший внук − артист, работает в г. Москве в цирке им. Ю. Никулина.
Анна Павловна Попова,
г. Воронеж
Подписывайтесь на наш дзен-канал