Детство, детство, ты куда ушло?
Все мы родом из детства. Почему-то с возрастом мысли возвращают нас в те годы, когда мы были маленькими. Вспоминается все до мелочей: тропинки, где бегали босиком, пруд за селом, в котором купались, поля, где пасли овец и коров, помогая взрослым. Сказать, что наше детство было беззаботное, это неправильно, но оно было счастливым!
Я родилась в ст. Баклановской Дубовского района Ростовской области. Мать
– Ромашкова Мария Прокофьевна, отец – Ромашков Василий Михайлович. Сначала в семье было двое детей: я (Надя) и моя старшая сестра Валя.
Мама ушла из жизни очень рано, в 25 лет. Тогда мне не было и двух лет, а сестре – 4 с половиной.
Тяжело было папе поднимать нас двоих. Рядом жила бабушка по маминой линии.
– Топоркова Екатерина Петровна. Она всячески старалась помогать нам. Было много желающих женщин выйти замуж за палу и воспитывать нас. Но он долго размышлял, боялся, чтобы нас не обидели.
Наконец, выбор сделан.
В г. Донецке, на Украине, жила бабушкина сестра. В голодное время бабушка отправила жить к ней 12-летнюю дочь Шуру. Это была младшая сестра нашей мамы.
Бабушка надеялась, что там, в городе, она будет учиться. Но оказалось совсем по-другому. Вся тяжелая работа легла на плечи девочки Шуры: убирала в доме, стирала, готовила еду, топила печь, нянчила двоюродных сестер (тетка с мужем работали на шахте). И так длилось шесть лет. Немного оправившись от беды, папа попросил бабушку написать письмо в Донецк, чтобы Шypa приехала в станицу помогать нам. Но вскоре он сам собрался в дорогу и через некоторое время привез тетю Шуру в наш дом. Ей было 18 лет. Я тогда еще ничего не понимала. Увидев ее, закричала «Мама» и бросилась на руки, сестра тоже уселась на колени.
Тетя Шура была похожа на нашу родную маму. По ее рассказам, увидев нас маленькими, осиротевшими, сердце сжалось от боли и жалости.
И так тетя Шура заменила нам мать.
Как же мы благодарны судьбе, что так все сложилось. Мама Шура отдавала нам все свое душевное тепло, заботилась о нас. Мы всегда были сыты, одеты. Мне казалось, что она не спала совсем. Все время видели ее за работой: готовила, вязала, стирала, пекла хлеб, пирожки. Прошли годы, в семье появились еще трое детей (два брата и сестра). Все мы были дружные. У каждого – свои обязанности. А работы по дому хватало: то огород прополоть, то воду натаскать в бочки, то за хозяйством присмотреть. Делали мы все это с охотой, не было в мыслях перечить родителям, а было желание помочь им. Зато, когда выдавалось свободное время, мы гурьбой бежали с друзьями босиком по колючкам (обувь берегли) играть на бугор в «Красное знамя», лапту и другие игры. Купались в пруду, загорали, ходили в поход за лазориками. Это было счастливое время! Жили не в роскоши, да мы и не думали о дорогих вещах, никто никому не завидовал.
Наша детская дружба сохранилась на долгие-долгие годы. Мы до сих пор встречаемся на малой родине, вспоминаем свое детство, родителей, с любовью о них говорим. Папа тоже давно ушел в мир иной. А мама Шура жива. Сейчас ей 82 года. Мы любим ее по-прежнему, заботимся о ней. Родному краю, родителям, друзьям я посвятила много стихов. Пишу от души, без всяких прикрас, пишу о том, что было в моем далеком детстве.
Теперь хочется бесконечно рассказывать об этом, делиться своими чувствами, говорить слова благодарности родителям за то, что мы стали настоящими людьми, образованными, душевными.
Н. В. ВОДОЛАЗОВА , Ростовская область, х. Рябичев