Даша Яковлева: можно ли стать успешным фермером в 21 год? Легко!
Моей сегодняшней героине Даше Яковлевой всего 24 года. Муж Александр ненамного старше. Их дочке Арине уже целых три года. Живут в деревне в Ленинградской области, в 22 км от города Сланцы. Когда Даше был всего 21 год и она была «уже глубоко беременной», они с мужем решили уехать в деревню и стать фермерами. Начинали практически с нуля, никаких особых знаний и навыков не было. Да и откуда им взяться у «коренных горожан»? Всего за три года молодая семья смогла поднять огромную ферму с бройлерами, стадом молочных коз, овец и молодых бычков. Построены огромные теплицы и парники. Ребята выращивают все, что только можно вырастить, и этим зарабатывают.
Детские мечты воплощаются в реальность
В детстве Даша мечтала о домашнем зоопарке, постоянно тащила в дом всевозможных зверушек, нуждающихся в ее помощи: крыс, кроликов (которых ее родителям потом приходилось пристраивать по другим семьям), котят, щенят, лягушек и даже улиток. Мама на все причуды дочери всегда говорила: «Вырастешь, заводи себе хоть слона». «Слона я еще не завела, но все к этому идет», – смеется Даша.
Учась в школе, Даша мечтала стать ветеринаром, но – не срослось, так как нужно было получить «нормальное и престижное образование» бухгалтера, экономиста или менеджера.
История Даши и Саши
С мужем Сашей Даша познакомилась, когда ей было всего 15, а ему 18. Познакомились, как сейчас знакомятся почти все, – в социальной сети ВКонтакте. Вернее, Саша давно заметил огненно-рыжую красавицу Дашу, но подойти не решался, а написал. С тех пор, почти десять лет, они вместе. Закончили школу в городе Сланцы Ленинградской области, затем уехали учиться в Питер, а вернувшись, сыграли свадьбу.
Потом Даша узнала, что ждет ребенка...
Квартира душила, в ней было мало воздуха
Наверное, будущие дети сами подсказывают своим мамам, чего они хотят. Так и Даше во время беременности было невыносимо находиться в квартире. «Квартира давила на меня, – говорит Даша. − Мне постоянно хотелось на свежий воздух, в лес. Наверное, это были причуды беременности, но я начала потихоньку заводить разговоры с мужем о том, чтобы купить за городом дом, завести ферму, животных». У Саши есть много родственников в деревне, и он не из книг знает, как нелегко жить в деревне и вести хозяйство. Поэтому вначале отговаривал. Но Даша была настойчива, привела несколько аргументов в пользу деревенской жизни, и Саша помог любимой воплотить мечту в реальность.
К переезду готовились около полугода: все нужно было просчитать, решали, чем будут заниматься. Когда подвернулся вариант купить участок, ребята его купили. И их затянуло...
Нет туалета и горячей воды? Не проблема
Отсутствие горячей воды и теплого туалета энтузиастов не пугает. А если они еще юные, смелые и идут навстречу мечте, то об этом вообще думаешь в последнюю очередь. Главное, что будущий ребенок будет расти на свежем воздухе. Но всего за полгода ребята проложили все коммуникации и обустроили свой быт. А поскольку дом был уже с готовыми хозпостройками, то выбора не было: купили вначале кур-несушек, а затем – тысячу цыплят бройлеров.
Когда родилась Арина, не обошлось без помощи бабушек и дедушек. Иначе было бы сложно одновременно ухаживать за малышкой и следить за курами.
«Первые шишки» юных фермеров
– Пока мы только становились фермерами, «набили» кучу шишек. Когда только переехали в свой дом, нам подарили овечку, я отпустила ее гулять в загон, а она от нас убежала в лес в первую же ночь. Больше мы ее никогда не видели.
Потом нам подарили картофелекопалку, и мы с мужем вручную посадили гектар картошки. Когда пришла пора ее выкапывать, техника не пришла, и мы весь этот гектар сами собирали. Выкапывали несколько дней, домой приходили под вечер и без задних ног валились спать.
Однажды мне пришлось принимать роды у овцы прямо в поле. В тот момент я не знала, что нужно делать, но, видела, что у овечки уже нет сил, и пришлось ей помогать.
Первая наша деревенская зима была очень суровая, температура опускалась до -35° С. Мы только-только проложили водопровод − и он перемерз. Соответственно, в доме не стало отопления. Пришлось срочно ставить тепловые пушки. В курятнике отключился свет и цыплята массово гибли от холода.
Ну и когда мы завели кроликов, те находили лазейки, сбегали − и тонули в ближайших канавах.
Откуда деньги?
Наверняка этот вопрос про себя уже задали большинство читающих статью. Поэтому этот вопрос я задала Даше.
– Мы не обошлись без помощи родителей, они нам здорово помогли, еще у нас оставались накопления после свадьбы. Потом как молодая начинающая семья фермеров мы выиграли грант и получили от государства достаточно крупную сумму на развитие. Чтобы получить грант, мы составили бизнес-план и защитили его. Сейчас мы зарегистрированы как Крестьянское фермерское хозяйство (КФХ).
От бройлеров до мраморной говядины
В первый год мы занимались только курочками. Вначале были несушки, потом бройлеры. Потом показалось мало и мы завели овец и кроликов. Ну, а затем нам сказали, что очень модно выращивать бычков породы Абердин ангус на мраморную говядину. Она пользуется большим спросом у потребителя. Телят мы берем на доращивание уже в третий раз, нам это понравилось – от покупателей нет отбоя. Следующим этапом стали молочные козы – на козье молоко всегда есть спрос.
Есть несколько больших теплиц, отапливаемых круглый год, где мы выращиваем зелень, и две теплицы – для выращивания огурцов летом. Но и это не все. Мы выращиваем картофель, заготавливаем сено на продажу. В общем, занимаемся всем, что может принести доход.
Помощники и помощницы
Первые два года всем заправляли и занимались только мы с мужем. Немного помогали родители. Помощников не было. Сейчас, когда объемы выросли, привлекаем к работе местных деревенских жителей. В женской работе: в теплице, подоить коз, уборке – мне помогают две женщины. А вся тяжелая работа на двух мужчинах, они убирают навоз, чистят коровники, помогают мужу строить.
Не жалко?...
От автора: Однажды мы с мужем решили завести уток. Купили десять штук, вырастили, нянчились с ними, как с родными. А когда пришла пора их забивать, поняли, что забой – это не наше. У каждой утки перед забоем мы просили прощения и после ее гибели, ощипывая перья, вдвоем плакали над убиенной.
У Даши я спросила: «Не жалко?»
– Будучи городской, я думала о том, что это тяжело – убивать ласковых телят и добродушных овечек на мясо. Ничего подобного. Быки не ласковые, овцы не добрые. И выращиваем мы их не для того, чтобы дожидаться их смерти от старости. Да, у меня есть козочки, с которыми я постоянно контактирую, дою. Естественно, под нож я их не отправлю, они для меня как домашние питомцы, такие же, как и мои собаки. Максимум, что я могу сделать с ними – перепродать.
Кто покупатель
Вырастить продукцию − это только половина дела. Искусство – продать потом то, что произвел. Я спросила у Даши, кто ее покупатели и приходилось ли ей стоять на рынке. Как и предполагалось, Даша с мужем – продвинутые фермеры, они дают объявления в интернете, и отбоя от оптовых покупателей нет. Соответственно, нет нужды стоять на рынке. Разумеется, покупатели не сразу «протоптали дорожку» на ферму Яковлевых. Вначале пришлось предлагать, звонить по магазинам.
Один день из жизни Даши Яковлевой
Это городские девчонки и мальчишки могут спать до полудня, нежась под теплым одеялом и никуда не торопиться в выходные дни. У фермеров выходных нет и возможности «поспать чутьчуть подольше» тоже нет. Подъем в семь утра, каждый день, независимо от праздников, сезона и дня недели. Сбор дочки в детский сад, дойка козочек, уборка, готовка, сбор урожая в теплицах, сбор заказов от покупателей, осмотр животных. В общем, каждый день куча мелких, но важных дел. Затем поездка в город, чтобы развезти продукцию по клиентам и забрать дочку из сада. Часов в восемь вечера дойка коз, осмотр животных. Выехать отдохнуть на море или за границу – пока в мечтах.
Знакомые говорили: «Вы сумасшедшие».
– Когда мы только решили переехать в деревню, я не раз слышала от знакомых, мол, «Зачем ехать в деревню, лучше жить в большом городе. На ферме одна грязь, навоз. Чем тебе не нравится работа в офисе». Отговаривали все! Непонятно, откуда у них сложился стереотип, что если я живу за городом, то непременно должна быть по колено в навозе, неухоженная, непричесанная и так далее. Народ, на дворе двадцать первый век, есть куча возможностей жить комфортно даже в глухой деревне. Есть масса технологий, которые значительно упрощают нелегкий крестьянский труд.
Конечно, если сравнить нас три года назад и сейчас, то мы сейчас намного меньше работаем, у нас меньше потерь. Я считаю, что мы с мужем – современные фермеры, не чуждающиеся никаких новинок. Мы мобильны и обучаемы, не ограничиваемся только нашим хозяйством. Мы ездим на форумы, семинары и конференции для фермеров, бываем на других продвинутых фермах, даже ездим в другие страны – изучать их опыт и технологии.
Для тех, кто молод и смел
– Для молодых, кто хочет пойти по нашим стопам: главное – не бойтесь. Не надо цепляться за общественные стандарты: если уехал в деревню, то жизнь погублена в навозе. Учитесь, стремитесь и стройте свое будущее, не оглядываясь на насмешки. И у вас все получится.
Мечты и планы
Планы на будущее у нас огромные: у нас 25 га земли, хочется построить большую ферму, устроить контактный зоопарк, куда могут приехать люди, посмотреть на животных, покормить их, потрогать, поухаживать за ними, попробовать проецировать на себя сельскую жизнь.
– Сегодня я могу сказать, что фермерский труд – это тяжелый труд, но обратно в город мы точно не вернемся. Да и вообще мы пришли к такому мнению, что кто-то же должен всех кормить. Кто, если не мы?
Светлана Березнева