Как беженка предсказала страшную судьбу
В №41 от 8 октября 2019 года мы опубликовали начало рассказа «Судьбы людей военного времени» и обещали напечатать продолжение. Сегодня мы продолжим рассказ о нелегкой жизни во время войны.
Осенние деньки давали о себе знать. Потихоньку приходила в себя Наталья. Покорившись судьбе, она всецело была поглощена работой и заботой о детях. Работала она теперь не в поле, а на току, что рядом с домом, чтобы иметь возможность прибегать домой на несколько минут покормить малышей. Чтобы экономить время, Наталья кормила двоих одновременно. Обычно после кормления малыши засыпали. Они не были избалованы вниманием.
НЕПРИЯТНОЕ ЗНАКОМСТВО
Когда она положила уже спящих малышей в люльки, кто-то постучал в дверь. «Открыто», – крикнула Наталья, выпивая на ходу стакан молока. В комнату вошли женщина и подросток. Видимо, беженцы. В последнее время они часто появлялись в хуторе, а потом уходили куда-то. Женщина попросила воды. Увидев две люльки, она подошла к ним и стала смотреть на спящих малышей. Илюша − румяный, спал раскинув ручонки, а Оля − худенькая, бледненькая, еще никак не оправившаяся от болезни, вызывала к себе чувство сострадания.
Испив воды, женщина осведомилась, сколько у Натальи детей и выразила сочувствие, как Наталья управляется с детьми и работой. И сообщила, что немцы быстро продвигаются вглубь страны и, возможно, скоро появятся в этих краях.
«Я вижу, как тебе тяжело, – продолжала женщина, – ты как загнанная лошадь, а тут еще эти близняшки! Хотя бы один, легче было бы. Вот скажи мне правду, – не унималась женщина, – кого бы ты хотела, чтобы Бог прибрал? Девочку или мальчика?» Наталья очень торопилась и, чтобы закончить разговор, ответила: «Если такой выбор оказался бы жизненно необходимым, то пусть бы остался мальчик, так как девочка нуждается в особом внимании и заботе, чего я не в состоянии выполнить».
Уходя, женщина еще раз поблагодарила за воду, еще раз выразила сочувствие и быстро проговорила: «Мальчик умрет, а девочка останется жить». Наталья не придала значения словам этой женщины, а потом всю жизнь мучилась в догадках, что это было: случайное совпадение или мистическое явление, не подвластное человеческому разуму.
ПРЕДСКАЗАНИЕ СБЫЛОСЬ
В тот роковой день, придя с работы, Наталья, как всегда, подошла к люлькам малышей, чтобы перепеленать их и покормить. Дотронувшись до Илюши, она почувствовала, что он весь горит. Она не знала, что делать: ни врача, ни фельдшера в хуторе не было. Оставалось ждать и верить, что все обойдется. Мальчик крепенький, должен самостоятельно победить недуг.
Ночью Илюша умер. Утрату мальчика Наталья тяжело перенесла. Она похудела, осунулась, но не опустила рук. Переосмыслив всю свою жизнь, она поняла, что жить прошлым нельзя, нельзя безропотно плыть по течению. Необходимо бороться, чтобы выжить в тяжелое и тревожное время.
НЕМЦЫ В ДЕРЕВНЕ
Появление в хуторе немцев было внезапным. Фашисты с автоматами забегали во дворы хуторян, забирали продукты, угоняли скот, не гнушаясь, ловили домашнюю птицу, а если не могли поймать − отстреливали.
Наталья в яме откармливала кабанчика. «Сейчас придут ироды и заберут. А как же дети? Чем их кормить?» − встревожилась она. Перебрав множество вариантов, она приняла опасное решение. Так как времени уже не было (фашисты орудовали в соседних дворах), она прыгнула в яму, ударила кабанчика по ноге − он пронзительно завизжал. И только она успела выбраться из ямы, услышала немецкую речь.
Двое немецких солдат рыскали по двору, ища добычу. Когда они стали приближаться к яме, Наталья, размахивая руками, повторяла одно и то же: «Тиф, тиф». Один из фрицев заглянул в яму, увидел бегающего хромающего кабанчика и направил на Наталью автомат. Наталья потом неоднократно задавала себе вопрос: «Почему немец не выстрелил?» Он что-то сказал рядом стоящему, они быстро развернулись и ушли со двора.
Только когда немцы ушли, Наталья почувствовала страх. Не за себя, за детей. Ее знобило, ноги не слушались, стали ватными. Она не знала, поняли немцы слово «тиф» или нет. Если да, то они могли убить ее детей и все сжечь. «Господи, отведи беду от моих детей» − многократно молилась Наталья.
ТРУДНОЕ ВРЕМЯ
С большим риском и трудностями приходилось Наталье переживать время оккупации. Она прятала старшую дочь, чтобы уберечь ее от угона в Германию. Никто из хуторян не выдал, не доложил фашистам, что у нее есть дочь-подросток. Страшнее фашистов оказался староста. Он ходил, вынюхивал, спрашивал у всех, где Наталья прячет дочку. Рискуя своей жизнью, Наталья не только сумела уберечь старшую дочь, но и ухитрялась прятать и оказывать помощь нашим раненым воинам, защитникам Родины.
Во время оккупации особой жестокостью отличались румынские солдаты, которые вместе с фашистами Германии вели войну против СССР. На всю жизнь осталась отметка на голове Натальи от рук румына, который требовал от нее продукты. И за то, что она спрятала булку хлеба (уже подсохшего), румын, найдя эту булку, с силой ударил Наталье по голове. Кровь залила ей все лицо, а шрам остался на всю жизнь...
Н.К. Свиридова,
Ростовская область
г. Константиновск