Зарплатная история с макарычем и кузнецом
Однажды в ст. Вешенской встретил я своего давнего приятеля, с которым вместе служили когда-то в далеком и холодном Заполярье. Поговорили о том о сем, справились о здоровье родителей, а потом он поведал мне вот эту историю. Давно это было. В начале 90-х. Трудное тогда время было. Хлеб, продукты, даже водку давали по талонам. Зарплату не выдавали месяцами. Выживали кто как мог.
В нашем совхозе жил тогда человек по имени Макар, местный электрик. Только почему-то все от мала до велика называли его не Макар, а Макарыч. Кто-то давно в шутку его так назвал, с тех пор и прилипло Макарыч, на что он нисколечки не обижался.
Он был весельчак и балагур, всегда был душой компании. Без него не обходилось ни одно торжественное мероприятие − свадьбы, юбилеи и прочее. Хорошо играл на гармошке, пел, плясал. писал сатирические стихи. В них он высмеивал местное начальство, доставалось чиновникам и «наверху». Стоило ему где-то появиться в людном месте, вокруг него сразу собиралась толпа. «Макарыч, рассказал бы что-нибудь», − и пошло. И откуда у него что бралось? Через две минуты окружающие его люди хватались за животы и покатывались со смеху. Ему бы на большую сцену вместе с Петросяном выступать, а он тут − розетки, выключатели.
Однажды, как раз в канун 8 Марта, Макарыч в очередной раз пошел в контору попросить зарплату. По пути он встретил кузнеца Ивана Петровича. Это был уважаемый человек, мастер своего дела. Огромного роста, широкоплечий, он не в каждый дверной проем заходил прямо. Кое-где приходилось боком. Кулачищи с пудовую гирю, усы, борода, ну вылитый кузнец. Таких в детских книжках рисуют. Несмотря на столь внушительный вид, это был добрейшей души человек, пальцем никого не тронет. Как говорят, мухи не обидит. Он неторопливо шагал с ломиком на плече, направляясь в местный сельмаг.
− Петрович, ты что это с ломом? Уж не кассу ли собрался ограбить? − пошутил Макарыч.
− Соседи попросили изготовить. А ты опять за деньгами? Напрасная это затея. Я вчера ходил, говорят, что денег нет и когда будут – неизвестно.
На том и разошлись. Петрович в сельмаг, а Макарыч в контору. Открыл дверь в бухгалтерию, где находилась касса, а тут банкет намечается. Столы сдвинуты, а на них закуска разная − копчености, сыры, колбасы, спиртное разное. Неплохо пристроились. Кому по талонам, а кому и без них нормально, – подумал Макарыч.
Вокруг столов суетились разгоряченные сотрудницы конторы. Слышался смех, звон посуды. Атмосфера была праздничная.
− Здравствуйте, бабоньки, − улыбаясь, сказал Макарыч.
− Тебе чего? Если за деньгами, то нет их. И вообще, ты не вовремя. Видишь, мы заняты, − поправляя прическу, ответила ему кассирша.
− Я пришел поздравить вас с праздником.
− Спасибо, Макарыч. А теперь ступай отсюда, не до тебя. Стишки свои потом расскажешь. С минуты на минуту директор должен приехать поздравлять нас.
− Вы-то новость слышали?
− Какую?
− Плохая новость. Наш кузнец головой помешался. Жена довела. Как приходит, а она ему с порога «Деньги принес?». И так каждый день. Пилила, пилила его и довела, с ума сошел. Вчера вечером милиция приезжала, связали его бедолагу и в психушку повезли, а он ногами дверь в машине выбил, развязался и убежал.
Сегодня кто-то утром видел его в огородах. На зверя стал похож. Сказал, что всех конторских поубивает.
− Ой, Господи. Да как же так? Мы-то причем? − послышались приглушенные голоса.
− Ладно, бабоньки, пойду я, попозже зайду.
Вышел на улицу, а тут как раз кузнец подошел из сельмага.
− Ну что, получку отдали тебе?
− Тут, Петрович, дело такое. Надо им в конторе сейф передвинуть. Я попробовал, не по силу мне, тяжелый очень. Может вдвоем попробуем? Обещали денег дать. У тебя лом, может пригодится.
− А почему бы не помочь добрым людям? − обрадовался кузнец, − пойдем.
Заходит первым Петрович в бухгалтерию − батюшки мои, как увидели его женщины, лица у всех стали белее белой глины. Кузнец пришел убивать, да еще и с ломом.
− Ну, и кому тут что надо передвинуть? − играясь ломиком словно тростью проговорил Петрович.
Боже мой, что тут произошло. Крики, визг, суматоха. Кто попроворнее − полезли под столы прятаться. Зацепились, столы опрокинулись. Все, что с любовью и старанием было только что расставлено на столах, в один миг оказалось на полу. Кассирша забилась в угол и крестясь шепчет:
− Петрович, миленький, не убивай. Я тебе всю зарплату отдам вместе с премиальными.
Главный бухгалтер полезла в окно, но зацепилась тазом и орет не своим голосом:
− Люди добрые, помогите, убивают.
У кузнеца глаза на выкате. Смотрит по сторонам и не поймет, что за переполох.
− Да вы что, с ума все посходили?
− Нет, Петрович, они думают, что это ты с ума сошел. Пойдем отсюда, а то скоро директор приедет поздравлять их. Только мы их первыми поздравили. Другой раз будут знать, как не отдавать получку вовремя. − сказал Макарыч, увлекая за собой к выходу кузнеца.
Вот такие иногда бывают случаи в предпраздничные дни, к сожалению.
Иван Фадеев, Ростовская обл., х. Синчиновский