Травля в школе: дети против детей
В последнее время проблема травли в школе часто поднимается психологами, социальными педагогами, самим учениками и их родителями. Тема, безусловно, важная, при том деликатная, требующая чуткости и уважения к чувствам тех, кто стал жертвой. Нет более жестоких коллективов, чем детские и подростковые! Поэтому мы также поднимаем для обсуждения этот вопрос, публикуя историю ученицы, девочки обычной школы, которой довелось испытать травлю на себе.Знаете, что такое кибербуллинг? Это травля в информационном пространстве. Тебе пишут сообщения с оскорблениями и угрозами, создают общие группы или чаты, в которых все желающие могут поупражняться в травле над тем, кто не может ответить, слабее или просто немного не такой, как другие. Пишут оскорбительные комментарии под твоими фотографиями на страничках в социальных сетях. Удалить страничку не помогает – под твоим именем могут сами создать профиль и опять писать гадости. Могут также писать и от твоего имени! Например, размещать фейковые пошлые объявления об оказании интимных услуг. Путем фотомонтажа создают в фотошопе «голые фотографии», рассылая их потом во все возможные школьные чаты, распространяя любые гадкие слухи. После этого в травлю включается вся школа, а не только один класс. Попытки оправдаться или опровергнуть делают только хуже.
Иногда травля в сети перерастает в физическую агрессию – это когда тебя поджидают где-нибудь за школой, или в туалете школы, где нет камер, в каких-то неожиданных местах. Или же специально назначают место и время «разборок», а если ты попытаешься не прийти – тебя поймают. Развитие ситуации может быть какое угодно – могут избить, один на один или толпой. Могут макать тебя головой в унитаз. Могут заставлять на камеру делать какие-то унизительные вещи. Вообще, обычно все эти действия кто-то обязательно снимает на телефон, чтобы потом выложить свидетельства твоих унижений в сеть. Иногда такие видеосвидетельства могут послужить доказательством в суде, если все это доходит до родителей, руководства школы и тогда уже инициаторам издевательств может не поздоровиться. Но жертве буллинга обычно не легче от такой «реабилитации».
Кстати, переезд в другую школу или даже город не обеспечивает вам того, что там вы начнете с чистого листа. В век информационных технологий почти ничего утаить нельзя. В новой школе первым делом одноклассники начинают «пробивать» тебя во всех социальных сетях: кто ты, чем увлекаешься, какую музыку предпочитаешь, с кем дружишь и общаешься... Даже если на страничке в соцсети у тебя не стоят настоящие имя и фамилия, найти человека по множеству параметров сейчас не составляет труда. Отсутствие данных о себе тоже может являться фактором, который вызовет подозрение и агрессию. В общем, иногда даже не нужно очень сильно отличаться от других или вести себя как-то вызывающе – спровоцировать агрессию в свой адрес можно чем угодно, иногда просто самим фактом твоего существования и присутствия в данном сложившемся коллективе.
Сталкиваться с буллингом мне приходилось не раз. Мои родители – военнослужащие, они часто переезжали по работе. Соответственно, менялись города и школы, и не во всех я оказывалась «к месту». Чем старше я становилась, тем болезненнее были для меня переезды и новые школы. Конечно, еще очень много зависит от учителей, и прежде всего, от классного руководителя. За девять лет я сменила семь школ. Две из них были особенно «жесткими» для меня.
В 7 классе меня приняли очень агрессивно. Я была на тот момент полноватой, носила одежду черных цветов, увлекалась аниме. Новая школа, переживания и страхи о том, как ко мне отнесутся в очередном новом классе – конечно, я была довольна замкнута, что в общем-то нормально в этих условиях. К сожалению, этих вводных хватило для моих одноклассников. Аниме оказалось очень раздражающим фактором для тех, кто не понимает, что увлечения у людей могут быть разными.
В 7 классе, где меня достаточно сильно травили, была девочка – лидер класса. Она гордилась тем, что одну из учениц класса за год до моего поступления в эту школу она довела до попытки самоубийства. Ту девочку спасли, ее родители потом уехали из города, ничего не добившись. Администрация школы заняла нейтральную сторону, в итоге этой Кате все сошло с рук. Когда я, новенькая, появилась в классе, Катя взялась за меня, сразу предупредив, что меня ждет то же самое. Я не сделала ей ничего плохого, она просто цинично заявила, что я ей «не нравлюсь», и ее развлекает вся эта ситуация. Вообще, девочки гораздо агрессивнее ведут себя, чем мальчики. Они гораздо изощреннее в насилии, более жестокие, при драке бьют в самые больные места, расцарапывают в кровь лицо, вырывают волосы, стараются нанести такие увечья, которые испортят внешность.
Я молчала и терпела, но, когда дело дошло до угроз физической расправы, призналась во всем маме, показала ей переписки. Мама обратилась к классному руководителю, затем обратилась к школьному психологу и директору школы. В итоге все дошло до управления образования. Благодаря ее настойчивости Катю перевели в другую школу, но меня еще потом долго травили другие. Все одноклассники, естественно, были в курсе всей этой истории, и даже после ухода Кати не успокоились, хотя и стало заметно полегче. Учителя тоже были осведомлены обо всей ситуации, но никто из них не заступился и не встал на мою сторону, кроме одной учительницы русского языка и литературы, которая меня негласно поддерживала. До сих пор я благодарна ей за это.
До окончания 7 класса я буквально считала дни. После его окончания, летом мы с родителями опять переехали в другой город, чему я была искренне рада. Конечно, я боялась, что в новой школе ситуация может повториться. Восьмой и девятый класс я доучилась уже в другом городе. Там у меня сложились нормальные отношения и с коллективом, и с учителями.
Сейчас я учусь в техникуме, и у меня прекрасные отношения с однокурсниками, я староста группы, мне интересно жить и учиться. Но, вспоминая буллинг в школе, я до сих пор покрываюсь мурашками. Помнить эти мне не хочется. Это на самом деле очень страшно и тяжело.
Алиса Романова,
студентка
Подписывайтесь на наш дзен-канал
Подписывайтесь на наш дзен-канал