Только сейчас я поняла, насколько широка была душа моей бабушки

1942ClydeGreenFamily.jpg

– Здравствуйте! Дорогие наши юбиляры, «здравствуйте» – это не только наше приветствие, но и пожелание вам здоровья и сил для процветания нашей любимой и так необходимой газеты. 

Нашу хозяюшку мы выписываем очень давно. Накопилось уже много вырезок с полезными советами, но особенно нам нравится страничка «Для души». Почему – не знаю, но читая каждый рассказ, обязательно наворачиваются слезы, а то и плачем, представляя сложившуюся ситуацию вокруг каждого автора. 

Огромная благодарность вам за то, что несете на своих страничках вечную память нашим ветеранам-победителям. 

Мы уже взрослые люди, имеем внуков и детей. Дедов своих знаем по фотографиям и по рассказам наших бабушек. Это письмо мы решили написать в память о них, родных, любимых, перенесших все трудности, не потерявших человеческие качества, не огрубевших и милосердных. 

Когда одного моего деда забрали на фронт, бабушка осталась в 21 год одна с тремя детьми. Моей маме тогда было несколько месяцев. По рассказам бабушки, в тот момент, когда она готовила деду продукты и вещи в дорогу, он держал на руках детей, нежно и молча гладил их по голове. А когда прощался, подошел к люльке, где лежала моя мама, и произнес такую фразу: «Доченька, как тебе трудно будет без отца. Ребята – будущие мужчины, они себя защитят, а вот тебе нужна помощь отца». Поцеловал и ушел навсегда. Он погиб в окружении г. Харькова. Как мы ни старались, так и не нашли его могилы. 

Наша бабушка перенесла все тяготы жизни. Подняла на ноги всех троих детей. Замуж она так и не вышла. Но сколько помню, с самого детства, каждый год 9 Мая она поминала дедушку и всегда горько плакала весь день. 

Сколько случаев из военного времени она рассказывала: как пришли немцы в их село с песнями и губными гармошками. Как она с тремя детьми пряталась во время бомбежек в подвале, не думая в то время, что их могли там завалить. Как во время отступления немцы в тридцатиградусный мороз, обмороженные, голодные, изорванные лезли на печь со словами: «Матка, помоги», и она как и чем могла помогала. Кому вязанные шерстяные носки отдаст, кому смажет гусиным жиром лицо и руки. А ведь уже в то время в сундуке лежала похоронка на деда. 

Слушая ее тогда, мы, дети, не могли понять, почему она это делала, и сильно возмущались, представляя, как бы мы отплатили этим немцам за деда! Но она спокойно нам говорила: «Они же тоже люди, им тоже больно». Только когда мы сами стали мудрее, поняли, насколько широка была душа у наших бабушек. Да! Она была изранена, облита и пропитана слезами, но не огрубела, не очерствела с годами. 

За все те годы, которые остались в нашей памяти, живя с бабушкой, мы никогда не слышали из ее уст слов проклятий, адресованные кому-то. А было все: и оскорбления, и унижения, и несправедливость. В таких случаях она тихо сидела на стуле со слезами на глазах и повторяла одну и ту же фразу: «Некому защитить ни меня, ни детей. Будем уповать на Бога». 

Бабушки уже давно нет в живых, но мы стараемся своим детям и внукам рассказывать о ней. Стараемся вложить в них частичку того светлого и доброго, которое получили мы. Может быть, когда-нибудь и наши внуки вспомнят о нас и оценят по справедливости наши дела. 

Мы знаем, то, о чем мы написали, знакомо многим. Вот мы и хотим, чтобы помнили и знали наши внуки и правнуки, чтобы это было не только памятью, но и вечностью и святостью... 

От лица всех родных, Валентина Гудько, Ростовская обл., Зимовниковский район, х. Гашун.


     05.05.2015     Просмотров: 3008  

Будь в курсе событий!
Добавь «Хозяйство»
в избранное.

Подписаться

НАРОДНЫЙ РЕПОРТЕР

+ Добавить свою новость