Особенности выживания фермеров в хуторе
Наверняка многие из вас видели красивую рекламу, когда симпатичные, чистенькие детишки в деревне у бабушки пьют из кувшина парное молоко и радостно улыбаются, вытирая белые молочные «усы» с губ. Все счастливы, все довольны. Посмотришь на такую красивую картинку, и невольно возникает мысль: «А не сорваться ли мне в ближайший хуторок, не заехать ли к бабуле – попить молочка, поесть домашней, только что приготовленной сметанки со свежим натуральным творожком?».
Мы, городские, мало знаем, чем и как живут российские фермеры, да и простые жители деревень, у которых по выходным покупаем продукты: молоко, сметану, творог, яйца, даже громко торгуемся, считая, что цены слишком завышены. Я тоже до недавнего времени считала, что нет ничего сложного в том, чтобы сходить поутру подоить корову да куриные яйца из гнезд собрать, а потом все это на рынок снести. Мечта, а не работа. Да еще на свежем воздухе. Малина, а не жизнь.
Людмила Ивановна Гончарова
Недели три назад заехала к нам в редакцию семейная пара фермеров – Людмила Ивановна и Владимир Петрович Гончаровы, живущие в хуторе Петухов Ростовской области, и пригласили нас к себе в гости, пообещав рассказать о своем житье-бытье. Отказаться от такого предложения я не смогла, и рванула к ним в гости. Ну, думаю, сейчас посмотрю, как фермеры и сельские жители лопатами все удовольствия жизни гребут. Однако мои ожидания не оправдались.
Трудности начались сразу на повороте с трассы на хутор. Дорога! То, что указатель называл дорогой, ею совсем не было. Рытвины и канавы, до краев наполненные грязной жижей, совсем не вызывали желания измерить их глубину колесами нашей машинки «Хюндай». Поехали по обочине – она вызывала больше доверия.
Культурный центр хутора Петухов по колено в грязи
Впрочем, это препятствие на пути в хутор к фермерам было лишь цветочками. Подъехав к магазину, мы поинтересовались у местных жителей, где находится центр поселения. И были крайне удивлены тем, что вот этот участок, которого никогда не касались ни асфальтовый каток, ни сам асфальт, и есть центр хутора. Здесь собираются местные жители – узнать о новостях, купить продукты и просто поговорить. Центр хутора – это магазин и «площадь» из засохшей грязи, сплошь покрытая колеями от колес отечественных «Нив», «УАЗов» и зарубежных внедорожников (простая машинка села бы брюхом в первой же колее). Видимо о дорогах здесь только мечтают. Так и оказалось.
Дорога к хутору Петухов похоже была под арт-обстрелом
На «площади» собрались местные жители, которых пригласила Людмила Ивановна пообщаться с нами. От них-то мы и узнали о том, что в хуторе, в котором живут и старики и молодежь с детьми, нет даже намека на дороги.
– Без «Нивы» или «УАЗа» у нас никуда не попадешь. Это летом еще можно куда-то пешком дойти, а как дождь пройдет, все, даже сапоги не помогут – увязнешь по уши, – сказал один из местных жителей. А другой поведал нам просто шокирующую историю о том, как в один прекрасный осенний день совсем юная женщина собралась рожать. На вызов в «скорой» ей ответили, чтобы добирались сами, так как к ним только трактор доедет, а тракторов в «скорой» нет. Посадил муж свою рожающую супругу в «Ниву» и повез в роддом. Да и застрял по дороге так, что без трактора не обойтись. Пока за подмогой через поле бегал, в машине посреди степи молодая женщина и родила своего первенца. История закончилась благополучно, но все-таки такая история местных чиновников должна была как-то зацепить. Ан, нет.
Много еще страшных историй рассказали местные жители: и о том, как не любит их власть, а только кормит обещаниями сделать дорогу, а на призывы о помощи в областную администрацию в ответ им приходят письма, что дорога у них какая-никакая есть, и содержится она в достойном состоянии. Чудеса, да и только. И о том, что нет в хуторе газа, и о том, что однажды приехали электрики из района и свернули все уличные лампы-кобры и теперь, как стемнеет, уже никуда из дома не выйдешь: вечерняя прогулка по таким дорогам даже с фонариком может закончиться серьезными переломами, но «скорая» на помощь не приедет – застрянет. И о том, как ждал местный старичок скорую помощь. И дождался – через сорок минут после смерти.
По словам местных жителей, хуторская школа была когда-то подарена одним из прошлых глав своему родственнику, и теперь детишки каждый день ездят на автобусе получать знания в районный центр. Подарена или нет, я утверждать не буду, но, проходя мимо бывшей школы, заметила, что на месте бывшей пришкольной территории стоят сараи с пернатой живностью, а в окно выглянула женщина в халате, мало похожая на учительницу.
Странным мне показалось такое отношение к местным людям. Ведь в хутор приезжает молодежь из города, строит дома, рожает детей, ведет хозяйство. И никуда уезжать оттуда не собирается. Не умирает хутор! Не хочет умирать вопреки всем стараниям! Местные жители разводят живность, везут в город продукты на продажу. Как, например, супруги Гончаровы. Приехали же они в этот хутор. Не на год или два, а навсегда. Развели поросят, коров, птицу. Более того, на месте старого домика поставили новый основательный дом – на большую семью, чтобы их дети и внуки смогли там жить.
Посадили молодой яблоневый сад, виноградник. Вот, что она рассказывает о том, как все начиналось:
– Начинали с того, что в начале нулевых продали мы с мужем свой двухэтажный коттедж и уехали в хутор Петухов. Купили маленький домик, завели подсобное хозяйство. Работая на себя, смогли собрать денег, на которые построили большой дом и основательные хозпостройки для живности. Кого только не держали: и свиней, и индюков, и гусей, и коров. Начинали с четырех буренок, сейчас у нас уже двенадцать. Восемь из них дают молоко. Возим его, сметану, творог и масло в город, где у нас уже есть свои постоянные покупатели, которые предпочитают натуральную продукцию магазинной. В общем, если вы живете на своей земле и хотите зарабатывать, то все у вас получится. Только работать надо с зари до зари. Раньше, чтобы подоить коров, вставали ни свет, ни заря, руки от дойки болели. Теперь вот автоматизировали этот процесс – купили доильный аппарат, и стало гораздо легче. Сейчас, кроме коровок, у нас есть свинка с десятью поросятами, штук 70 кур разных пород, есть и мохноногие, и голошеии – это мое увлечение. Поставили тепличку, где выращиваем ранние овощи и для себя, и для детей с внуками, и на продажу немного хватает. Виноградник у нас видели какой большой? Это для себя. Выращиваем только столовые сорта – для еды, не для рынка. Яблоневый сад у нас смотрите какой большой. Посадили разные сорта: от ранних до зимних, чтобы до весны хватало. По профессии я агроном, поэтому садовые деревья и виноградник обрезаю сама. Кстати, минеральными удобрениями мы вообще не пользуемся у себя на участке. Земля у нас солончаковая, поэтому удобряем сад и огород таким методом: вдоль дорожки укладываем свежий навоз толстым слоем. За год он перепревает, а потом мы его разносим по саду. Пока перепревает, сжигает всю сорную траву, так что выходит двойная польза: и сорняков нет, и удобрение всегда под рукой.
Всем читателям моей любимой газеты «Хозяйство» хочу сказать: не бойтесь трудностей. Работать на себя сложно, но зато вы зависите только от себя, а не от постороннего дяди. И работа на земле действительно приносит доход.
Пообщавшись с местными жителями и семьей Гончаровых, мы засобирались домой. Но, уже на выезде из хутора, заметили какой-то весьма специфической консистенции и цвета «ручей», текший вдоль улицы и источавший такой смрад, что пришлось в срочном порядке закрывать все окна машины, а на лицо наматывать шарф. Остановились у крайнего участка, из забора которого торчала труба. Из нее-то и тек этот «ручей». К нам подошел мужчина, представился соседом хозяина этого смрадного участка. И рассказал, что хозяин – должностное лицо высоких чинов, здесь не живет, а на небольшом участке земли, из которого льется навозная жижа, у него живет порядка трехсот голов КРС, за которым ухаживают наемные люди. Представляете, продукты жизнедеятельности трехсот коров льются по хутору вдоль домов, где живут люди и вынуждены всем этим дышать? А управы на чиновника нет! Одни отписки. Впрочем, это уже другая история, с которой нам еще предстоит разобраться...
Вернувшись в родную редакцию, я поняла, что нашему простому фермеру выжить очень сложно. И, если бы не желание этих людей жить и работать на земле, приносить пользу себе и людям, наверное, совсем бы это дело у нас загнулось. Ведь согласитесь, куда приятнее жить в домах, где есть газ и свет, а на улицах ровные дороги, и никакой сосед-чиновник не устроит тебе потоп из коровьих отходов, а твои дети ходят в школу, построенную рядом, а не ездят куда-то за 20 км. Но ведь не бросают все, не едут с города, а, наоборот, – меняют беззаботную городскую жизнь на сельскую – без удобств. Я бы таким людям памятник при жизни поставила, честное слово...
PS. Друзья, если у вас есть интересные истории, пишите нам на адрес редакции: на e-mail: gazeta@hozvo.ru
Съездила в хутор Петухи и увидела все своими глазами Светлана Березнева