Нам с сестрой пришлось выхаживать друг друга
Хочу рассказать о своей сестре Зое. Она на семь лет старше меня, родилась в 1945 году.
Когда я в восемь месяцев стала инвалидом: осталась без ног из-за несчастного случая (обварили кипятком), она меня носила на плечах. Нянчила, ухаживала за мной, пока я в четыре года не стала самостоятельно передвигаться. В детский сад меня не брали и я вместе с Зоей ходила в школу, сидела с мальчиком на задней парте. Зоя всегда защищала и оберегала меня от тех, кто хотел обидеть словом или делом.
Потом моя сестричка вышла замуж и уехала в Баку. Работала там маркшейдером в метро. Однажды произошел несчастный случай – Зоя упала на рельсы и повредила сильно позвоночник. После этого ее почти всю «закатали» в гипс. Ей нужен был постельный режим и уход. Но свекровь, и без того люто ненавидевшая невестку (она хотела своему сыну городскую жену, а Зоя из деревни), помогать не хотела. А, наоборот, настроила свекра против нее, и тот кинулся Зою бить. Моя сестричка успела выскочить на площадку третьего этажа, но свекровь толкнула ее, и моя сестра (вся в гипсе) пролетела лестничный и упала на спину. Гипс раскололся, и ее парализовало. Всю эту страшную сцену видела соседка, которая и вызвала «скорую». Об этом происшествии даже была напечатана статья в «Вечернем Баку» под названием «За что не любят Зою?»
Я на тот момент уже окончила школу, и папа отправил меня ухаживать за старшей сестрой. Муж Зои под влиянием родителей решил бросить сестру. Свое решение супруг сестры объяснил так: «Я мужик, а она лежачая». Зое тогда был всего 21 год. Да к тому же красавица, вся жизнь впереди. Мы дали родителям телеграмму, и они тут же приехали нам помогать.
Папа, Сергей Михайлович, был без ноги (получил ранение на фронте) и ходил с костылем. Когда он увидел своего зятя, поднял костыль и замахнулся, но не ударил. Подошел к Зое, погладил ее и сказал: «Я тебя вырастил, но если ты сойдешься с ним, меня за отца не считай!» Слова отца осели у меня в голове. Мама сказала, что отец был сильно расстроен. Родители уговаривали Зою вернуться в станицу, но она не захотела.
Я осталась ухаживать за Зоей, сама делала ей уколы, массажи. Сестра встала на ноги и начала ходить. Я же пошла учиться, а после работала в Карабулаке.
Когда родителей не стало (папа умер в 2000 году, а мама утонула в 2002 при наводнении, авария на Черкесском водохранилище), я решила узнать у маминой сестры, тети Маруси, почему отец тогда так сказал? Этот вопрос мучил меня всю жизнь. И тетя Маруся рассказала вот такую историю...
После Сталинграда моя мама, Анна Савельевна, и тетя Маша уехали в Златоуст Челябинской области на военный завод. Мама работала бригадиром. В комнате с ними жила одна девушка, она получила похоронку на мужа. Эта девушка родила дочку – Зою. А потом на заводе взорвался снаряд, и настоящая мать Зои погибла. Девочка осталась одна. Ей было тогда восемь месяцев. Это был конец войны, детдомов рядом не было, и мама взяла Зою себе, как свою дочь. Чтобы не было лишних разговоров и сплетен, она не поехала с ребенком домой, в Ставропольский край, а уехала в ЧИАССР, где и познакомилась с моим отцом, и он удочерил Зою.
Также тетя Маша рассказала, что когда мне было пять лет, к нам приезжали родственники Зои и давали отцу деньги, чтобы забрать ее в семью. Но папа им ответил, что Зоя считает его отцом, он ее любит и не надо ломать девочке жизнь. Больше их не видели.
Мы выросли, постарели, но остались родными, дружными девочками. Вот так, под старость лет, мы узнали, что не родные сестры.
СЕСТРА
Облаком от солнца укрыта земля,
Дождь питает листву и увядшие корни.
Ты, сестра, для меня как красивый цветок,
А я рядом с тобой как весенние воды.
Ты, сестрица моя, разделяла все горе,
В трудный час утешала, жалела меня.
Ты учила меня защищаться от зноя,
Чтобы я не тонула, а выплыть в пучине смогла.
Там, где ты, там волшебное солнце удачи
Освещает любовью леса и поля.
Там от горя и боли душа не заплачет,
Там надеждой и радостью дышит земля.
Там, где ты, наполнено все добротою,
Пахнет детством безбрежная синяя высь.
Если мне невозможно быть рядом с тобою,
Ты мне позвони, а может, просто приснись.
Постарели с тобой, осень вороном кружит,
Мы дружны и поддержку сейчас ощущаю твою.
И, как старшая ты, твой совет безупречен.
Я, сестрица, тебя очень, очень сердечно люблю.
Валентина Сергеевна Хрулева,
Ставропольский край
Подписывайтесь на наш дзен-канал