В церковь ходят молиться, а не демонстрировать наряды
Автору письма «Спасибо, Господи, за то, что я женщина» Здравствуйте, уважаемые сотрудники редакции газеты «Хозяйство».
Прочитала публикацию «Спасибо тебе, Господи, за то, что я женщина». Думаю, письмо это многих затронуло. И еще думаю, что не один отклик вы получите на него.
Убеждать или переубеждать в чем-либо не буду никого. Хочу просто немного рассказать о своей дороге к Богу.
Прихожанкой нашей станичной церкви я стала недавно – всего года три. Раньше была просто «захожанкой». Милая Люба (разрешите мне Вас так называть), больше 20 лет металась я между церковной любовью к Богу и домашней. Так же, как и Вы, со страхом ходила в церковь, ничего не слышала и не понимала. Не понимала и тех женщин, которые, отработав день, возвращались домой, шли трудиться в огород, управляться со скотиной, проверять уроки у детей. Переделывали еще кучу домашней работы, и так – пять дней в неделю. А в воскресенье они шли в церковь. Каждое воскресение! А кроме воскресений еще ходили на субботние вечерние службы и на службы в другие праздничные дни.
В церкви видела таких же строгих богобоязненных бабушек, но в то время я даже не задумывалась о том, какую огромную работу они проделывают в церкви. Шесть лет назад мы с мужем поехали в паломническую поездку. Это была однодневная поездка в женский монастырь в Воронежской области. Для меня она оказалась очень тяжелой. Следующие три года я продолжала «захаживать» в нашу церковь и по-прежнему оставалась глухой и слепой. Правда, некоторые женщины советовали мне стоять поближе к хору, чтобы хоть что-то услышать, но мне было страшно. Мы с мужем читали умные книги, убеждая себя в том, что верить в Бога можно и на диване.
А потом решила поехать в паломническую поездку уже на пять дней с прихожанами нашего храма. Каково же было мое удивление, когда я увидела, что в поездку отправились мамы с маленькими детками. Более того, были люди далеко небедные. Мне хотелось узнать, что движет этими людьми, почему они обрекают себя на такие неудобства. Одеты все были скромно. Никто не выпячивался, не кичился своим материальным положением. В той поездке я была новенькой. Рассмотрела я и строгих бабушек, и «унылых женщин» в косынках. Это оказались замечательные тетки: добрые, сердечные и веселые. И очень терпеливые. Никто ни на что не жаловался, дети не капризничали. В станицу вернулись уставшие, но лица у всех были светлые. А детки собирались уже в новую поездку на следующий год. Это чудесное состояние мне удалось удержать в себе целую неделю. Как жаль, что всего лишь неделю.
В тот момент мне было все равно, какое платье на мне, какая прическа. Какая могла быть прическа после пяти дней дороги! Но в душе у меня все пело. Муж любовался мной и говорил, что я очень изменилась в лучшую сторону.
С нетерпением теперь я жду каждую ежегодную поездку, когда снова смогу оказаться в одном автобусе с этими «унылыми церковными» женщинами.
Да, существует несколько «нельзя»: платье должно быть скромным и без декольте, на голове косынка, нельзя красить губы по вполне понятным причинам и нежелательно приходить в брюках. Пример из поездки. Стояли мы на службе в храме одного из монастырей. Вдруг послышался стук каблучков. Впорхнула женщина, лет сорока, в костюмчике лимонного цвета, юбочка выше колен, в прическе и с накрашенными ноготками на ногах. Ладненькая такая, фигуристая. Женщина – одним словом. Но в храме это выглядело так нелепо, так вызывающе. Храм – это не место для демонстрации себя и своих нарядов. В Храм приходят за другим. Не поверите, Люба – люди приходят туда помолиться. А про стоптанные ботинки, мужские носки и бабушкины панталоны, я думаю, вы перегнули. Никто в церковь сейчас так не ходит, даже у нас в деревне. И Бога бояться не надо, его надо почитать, как почитаем мы своих родителей. Ведь Бог – это наш Отец Небесный.
С уважением, Валентина, ст. Кагальницкая, Ростовской области