Чужие дети могут стать родными
Когда речь идет о приемных детях, многие задаются вопросом: «Как можно полюбить чужого ребенка?» Действительно, это дано не каждому. Но Елена из Краснодарского края, с которой мне недавно пришлось пообщаться, так не считает. Она уверена, что рождена именно для того, чтобы стать многодетной приемной матерью.
Я сама − из большой семьи, у меня есть двое старших братьев. И я всегда хотела иметь большую семью. О приемных детях мы с мужем разговаривали практически сразу после брака, и на мой вопрос, готов ли он стать отцом неродным детям, я услышала: «Без вопросов, но давай сначала родим своего».
Так получилось, что, прожив более двух лет в браке, у нас с Геной не получалось родить ребенка. Тогда мы стали все чаще вести разговоры о том, чтобы взять малыша из детского дома. Мы хотели не приемного, а именно усыновить. На тот момент мы даже не знали, что есть такое понятие, как «приемная семья».
Пока обсуждали вопросы об усыновлении, случилось чудо: я забеременела. У нас родилась дочь. Муж сказал, что если второй ребенок тоже будет дочкой, то из детского дома возьмем мальчика, он хотел сына. Но во второй раз забеременеть оказалось непросто. Геннадий предложил поехать в опеку, узнать, что нам нужно делать, какие документы собирать.
Подготовка документов
Самое сложное, на мой взгляд, – это пройти школу приемных родителей. С нее начинается подготовка. Это то, без чего невозможно стать приемным родителем или усыновителем. Обычно эта подготовка занимает два-три месяца, в некоторых регионах – до пяти. По окончании обучения проводится тестирование и выдается свидетельство. Оно выдается один раз и на всю жизнь.
Далее можно переходить к сбору документов. Необходимо взять справку об отсутствии судимости, пройти медкомиссию, взять справку о доходах за год (доходы должны превышать прожиточный минимум на каждого члена семьи), справку о составе семьи и прочее. После сбора всех документов следует обратиться в опеку. Там назначают день, когда приедет комиссия на осмотр жилищных условий. И только после этого принимается решение, можете вы стать приемным родителем или нет. Это подтверждается заключением. В случае отказа в заявлении будет указана причина принятого решения.
Для усыновления порядок сбора документов точно такой же, но сам процесс усыновления происходит через суд. В данном случае рассматривается дело конкретного ребенка и в результате выносится решение, признать заявителя усыновителем данного ребенка или нет.
Группы здоровья
Считается, что приемным родителям отдают только детей, у которых есть хронические заболевания. Это не так. В детских домах есть даже дети с первой группой здоровья (отличное здоровье). Возможно, это уже подростки, которые редко болеют простудными заболеваниями, потому как часто болеющий ребенок будет иметь вторую группу здоровья.
Вот, к примеру, Кирилла мы забирали с отитом и долечивали уже дома. После у него это заболевание повторялось пару раз, но уже три года ничего нет. А в остальном, по неврологии и другим заболеваниям, ребенок абсолютно здоровый.
Как происходит усыновление
После получения заключения, что вы можете быть опекуном или усыновителем, данные о вас появляются в опеке. Планируя взять того или иного ребенка, вы об этом им сообщаете, и вас уже имеют в виду как потенциальных родителей. Имея подходящего к вашему запросу ребенка, вам его предложат взять. Остается только поехать посмотреть фото ребенка, узнать его историю болезни и информацию о родителях, имеющихся родственниках − и тогда можно принимать решение. Для знакомства с ребенком в опеке дают направление. Остальных детей при этом вы не видите, и вариант, что кто-то приглянулся взгляду, здесь невозможен.
Приемные дети
Кирилл был первым ребенком, которого мы взяли в семью. На тот момент ему было два года. На следующий день после Кирилла мы взяли Настю, ей было всего восемь месяцев. Нашей кровной дочке на тот момент было два года.
Изначально мы планировали взять одного ребенка, мальчика, и разрешение у нас было на одного ребенка, но нам предложили взять еще девочку, и мы согласились.
Через полгода, с разницей в месяц, в нашей семье появились взрослые мальчики. Одному на тот момент было 15 лет, другому − 12.
Как мы поняли, что эти дети наши?
Я не знаю. Это, наверное, на уровне интуиции. Смотришь на каждого и понимаешь, что он твой. Если на счет старшего я еще сомневалась, так как у нас не было опыта в воспитании взрослых детей, то с малышами таких сомнений не возникало.
В конце прошлого года мы взяли еще двоих детей. Одному было семь лет, другому − 1,2 года. У нас как раз уже подрастал кровный сын, которому тоже было чуть больше года.
Адаптация
Адаптации детей в семье, как таковой, не было. Было больше привыкание к определенному режиму. Когда ребенок твой, рожденный, ты к нему привыкаешь с первого дня и подстраиваешь его под свой режим. А тут появляются достаточно взрослые дети, которые уже как-то жили до этого, и нужно понять, как с ними себя вести. На это нужно время. Но потом все устанавливается и дальше уже идет своим чередом.
Первые дети были слишком маленькими, и я бы не сказала, что у них вообще была адаптация. Видимо, у меня просто самые хорошие дети.
Как со всеми справиться
Конечно, с малышами поначалу было сложно. Это как с тройней. Особенно в ситуации, когда все трое обкакались и их нужно помыть, при этом уследить, чтобы никто не залез в штаны. Или когда сажаешь их кушать. Они же маленькие, сами не едят, и кормить нужно было троих одновременно. Со сном такая же проблема. Но человек − такое существо, которому свойственно ко всему привыкать, так что и с этим мы справились. Просто вырабатываешь для себя «стратегию» и придерживаешься ее.
Маленькие дети в силу возраста не умели разговаривать, а когда научились, стали называть меня мамой. Они не знают другого, для них я мама.
Продолжение в №21