Прасковьины ковры
…Эту женщину никогда не привлекала ни одна из женских профессий. Пожалуй, не последнюю роль в этом сыграл ее сильный характер. Не боялась Прасковья трудностей, всегда хотела добиться того, что обычной женщине не под силу. Уже после замужества, будучи матерью двоих маленьких детей, она решила стать электромонтером. Не откладывая дела в долгий ящик, закончила курсы в Волгограде и вскоре уже работала оператором в родном селе Ерзовка, что в Городищенском районе Волгоградской области.
Бригадир Прасковья
Тогда, в первые дни работы, она поняла, что выбрала дело на всю жизнь. Более четверти века отдала Прасковья Михайловна Коробенко нелегкой, сопряженной с большим риском, но любимой работе. Два десятилетия она трудилась на Городищенской насосной станции, долгое время возглавляла смену, была бригадиром. Под ее руководством работал не один десяток мужиков.
На работе эта хрупкая, невысокая женщина была серьезным и требовательным руководителем. А дома становилась ласковой и заботливой женой и мамой. Возвращалась со смены и с головой уходила в круговорот домашних дел. Свободного времени было немного, но когда оно выпадало, Прасковья Михайловна садилась за рукоделие. Вязала себе и дочке костюмы, платья, кофты, сынишке и мужу – джемперы, а дом украшался различными вязаными ковриками и салфеточками.
Сильная женщина очень хотела, чтобы у нее был уютный дом…
«Поединок с тигром»
Как-то у своих знакомых она увидела на стене ковер ручной работы. Он понравился настолько, что Прасковье Михайловне захотелось что-то подобное сделать своими руками.
Расспросив, что к чему, и запасшись всем необходимым, она принялась за дело.
Для первой своей работы - «Поединок с тигром», она выбрала весьма сложный сюжет. Его подсказала одна из китайских открыток. Для основы ковра взяла достаточно редкое льняное полотно, чтобы иголка с пряжей свободно проходила сквозь него, а не рвала. Затем прикрепила полотно к рамке, сбитой из деревянных реечек по размеру будущего ковра — 2х3 м.
Следующий этап - нанесение рисунка (обязательно – на изнанку ковра). Чтобы рисунок не исказился в процессе увеличения, открытку она разделила на равные квадраты, затем, рассчитав масштаб, то же самое проделала на ткани, и начала копировать рисунок.
Игла с секретом
Когда рисунок был нанесен на основу, рукодельница взяла в руки иглу. Кстати, игла не простая, а с секретом. Длина - 10 см. Она представляет собой полую трубку с двумя отверстиями на конце, диаметром примерно 3 мм. Здесь главное, чтобы нить проходила сквозь них свободно. Нить берется, продевается через трубку и вставляется в конечное отверстие. Вот здесь и начинается непосредственно процесс выбивания петель. Работа ведется с изнаночной стороны. Ткань протыкается по рисунку, игла с нитью выдергивается назад, но не сильно – так, чтобы на лицевой стороне осталась петля. Таким образом, заполняется весь рисунок.
Игра цвета и тонов
Главная сложность заключается в том, чтобы правильно подобрать тона, сделать плавный переход из одного в другой. Тогда она впервые и попробовала работать несколькими нитями одновременно. К примеру, к тонкой, светлой присоединялась нить потемнее, а потом и совсем темная. При этом общая толщина нитей не должна быть толще отверстия в игле.
…Когда были выбиты первые петли, Прасковья Михайловна поняла, что взялась за очень кропотливое занятие. Но она твердо знала, что работу не бросит. Начатый в начале зимы ковер был готов к весне. Работала каждый вечер, выкраивая время между домашними делами.
Рисунок был закончен, но ковер в целом требовал основательной доработки. С изнанки его надо покрыть гибким клеем. Для этих целей она сварила свой клей, из ржаной муки (на 3 л воды ее бралось поменьше полулитра).
Ковер причесан и уложен
Когда ковер высох, она сняла его с рамки, постригла лицевую сторону ножницами с загнутыми концами, и иголкой начала укладывать ворс, вырисовывать, придавать четкость глазам, чертам лица, всем деталям.
Вскоре красавец-ковер оживил интерьер квартиры. Совсем не случайно столь подробно я описала процесс изготовления ковра. Среди хозяюшек немало любительниц рукоделия и наверняка кто-то захочет также украсить свой дом.
- Если проявить терпение и усидчивость, то все обязательно получится, - уверяет Прасковья Михайловна.
Кстати, пряжи потребуется немало – у Прасковьи Михайловны в ход идет и новая, и та, что уже была в употреблении – мастерица распускает ставшие ненужными вещи – шерстяные, хлопчатобумажные.
Былинные сюжеты
После первой работы умелица обратилась к историческим, былинным сюжетам. Ею был создан самый большой ковер-картина «Корсары». Его размер 2,5х3,5 м. Через некоторое время – ковер «Испытание силы Яна Усмаря» (2,5х3 м). Затем такой же большой ковер, сюжетом которого послужила известная картина русского живописца Иванова «Явление Христа народу». Позже родилась «Охота на льва» - этот рисунок Прасковья Михайловна разглядела в журнале.
Десять лет назад она с семьей переехала в хутор яминский. Сейчас о мастерстве Прасковьи Михайловны давно знают не только в яминке, где у нее уже есть ученики и последователи, но и в районе, и в области. Не раз была она дипломантом разных выставок.
…Уже ни одного из тех, первых ковров, в доме Прасковьи Михайловны нет – уступив просьбам почитателей ее таланта, мастерица продала их. Но теперь уже новые работы – столь же необычные, колоритные, с такими же сложными сюжетами украшают каждую из комнат. До тонкостей сумела Прасковья Михайловна воспроизвести картину флорентийского мастера кисти Антонио дель Паллайоло «Похищение Деяниры», картины русских художников – Г. И. Семирадского «Танец среди мечей», В. Васнецова «Три богатыря», «Иван Царевич и серый волк» (это одна из последних, недавних работ).
Сейчас я думаю, что бы такого интересного еще сделать, - говорит Прасковья Михайловна. - Всегда ищу сюжет для души. Если образец по душе, тогда и работа спорится».
Не женское увлечение
…Ну, а пока она занимается домом, огородом, внуками Андреем и Олежкой. И... обязательно находит время для рыбалки. Три женщины-соседки, такие же, как и она, заядлые рыбачки, очень любят посидеть с удочками на Бузулуке, на Хопре, на окрестных озерах. А миссию шофера выполняет один из знакомых хуторян. Домой компания без хорошего улова обычно не возвращается. С таким азартом обо всем этом рассказывает Прасковья Михайловна, что смотришь на нее и думаешь – о таких, как она, в народе говорят: «Нам года – не беда!»
Инна ФАДЕЕВА.
Фото Алексея ФЕТЮХИНА