Боливийские тропики – на русскую зиму

В апреле этого года мы познакомили читателей с историей семьи Ивана Морачева, переселившейся из Боливии на свою историческую родину – в Приморский край. В августе к Морачевым приехали еще несколько семей русских старообрядцев.

В этом селе проживает уже более 50 переселенцев из Боливии

Родина!..

Я вновь еду в Корфовку – небольшое село в нескольких километрах от российско-китайской границы. Путь к видавшей виды пятиэтажке, где раньше жили военные и где сейчас разместились Морачевы, лежит мимо заброшенного КПП. Неподалеку от курятника Морачевых неожиданно, прямо из земли, вырастает металлическая вышка непонятного назначения.  Говорят, с нее артиллеристы корректировали огонь своих орудий.

Это специфическое соседство имеет свои плюсы. В военный городок не пускали китайских гастарбайтеров. Быть может, именно поэтому экологическая обстановка здесь до сих пор остается весьма благополучной. И человеку здесь вольготно, и животным. Непуганые фазаны чуть ли не лезут под колеса автомобиля, коровы на проселочных дорогах чувствуют себя полноправными хозяйками, в кустах у дороги пасется табун диких лошадей. А воздух какой – не надышишься! Особенно если вернулся на родину 78 лет спустя (из-за гонений на старообрядцев предки Ульяна Морачева покинули СССР в 1933 году). Молодежь от местной природы в восхищении. Северьян и Глафира как в луга выйдут – от одного духа цветочного шалеют, как будто в сказку попали.

У Ксении и Ульяна Морачевых 12 детей. Столько Бог дал

Под огороды у корфовских «боливийцев» отведено 30 гектаров земли. Первый урожай Савина Морачева на русской земле
 

«Не тоскую нисколь...»

Юный Фетис Морачев никакой ностальгии по Боливии не ощущает: «Не тоскую нисколь. Как будто я в России родился, привык за неделю. Особенно мне здесь рыбалка нравится». Подобные настроения сильны среди младшего поколения переселенцев.

В Боливии Морачевы переезжали с места на место несколько раз. Приходилось жить и неподалеку от города Кочабамба, носившего когда-то неофициальный титул главного зернохранилища страны. Впрочем, спустя всего полгода пребывания на исторической родине Морачевы о своем латиноамериканском прошлом вспоминают неохотно. Разве что 16-летний Андрей попросил передать привет своему лучшему другу, боливийцу Фирсу Реутову.

Переселенцы-старообряд-цы поселились еще в двух районах края, где их больше привлекают тайга, охота, рыбалка. Самому Ульяну Морачеву больше нравится работа на земле, потому и выбрал Корфовку. Община засеяла 30 гектаров земли соей, кукурузой, арбузами, дынями, тыквой, картофелем, фасолью, помидорами, капустой, огурцами, кабачками и многим другим. На благодатной земле растет практически все. Заготовили более 300 рулонов сена. Потихоньку занялись животноводством: коровами, птицей, кроликами, поросятами.

«Поезжайте без всякого сумления…»

– Меня часто спрашивают: «Как вы решились поменять боливийские тропики на русскую зиму?», – говорит Морачев. – А вы знаете, что такое тропики? Жара, духота, дышать нечем. Не то что люди – растения не выдерживают, столько там всяких сельскохозяйственных вредителей. Только индеец в той Латинской Америке выжить может, никак не европеец. А здесь мы даже картошку от вредителей не защищали, химикатами не опрыскивали, сама выросла, даром. Плугом целину вспахали, тяпками поработали и все. Кукурузу ни один червь-вредитель не трогает, разве что птицы досаждают. Но сороки и вороны не идут ни в какое сравнение с боливийскими попугаями. Вот они на посевы действительно налетают, как саранча.

Правильно дедушка мой Ерон Степанович говорил: «Коль будет призыв возвращаться в Россию, поезжайте без всякого сумления…». Так и вышло. Все нам здесь по душе: природа, соседи, у властей понимание находим. Ну и климат, конечно, подходящий для русского человека. До сих пор, слава Богу, ни одного случая серьезного заболевания. А в Боливии как было? Болячка за болячкой, хоть мы там родились и выросли. Агриппину, младшую нашу, еле спасли, аллергия замучила. А в России мы на нее нарадоваться не можем, совсем здоровый ребенок.

Так что жить можно. Теперь у нас и культиватор есть, и два трактора. Место под будущий поселок уже выбрали, километров пять от села, весной планируем строиться. Сейчас мать жду, Степаниду Федоровну, обещала до конца года приехать.

Каждое утро мужская половина семьи Морачевых начинает с «планерки» – кто чем сегодня будет заниматься

За рукоделием 17-летняя Кристина – победитель краевого конкурса «Традиции живая нить»

Бог научит!

Не хлебом единым жив человек. Казалось бы, самое сложное для переселенца – прокормиться на новом месте. Но нет. Камнем преткновения стал «школьный вопрос».

– Бог научит, – говорит Ульян Ефремович, – он все видит и путь к знаниям определяет. Наши все умеют читать и писать по-русски, кое-кто и по-испански, многие по-старославянски понимают. Учителей сами выбираем из своих. Чтобы не только грамоте учил, но и уму-разуму житейскому. Не хочется детей в общеобразовательные школы отпускать. Растворятся они среди окружающих, а то и вовсе общину оставят, в мир уйдут. Что же получается? Мы на чужбине свой уклад сохранили, а на родине этого сделать не сумеем? Пить, курить, сквернословить начнем?

Очень бы хотелось сохранить свое лицо, свои традиции. Думаю, решим с Божьей помощью и эту проблему…

В завершение решил посмотреть в деле «боливийскую» молодежь. Ведь голова не только для того, чтобы сомбреро носить. Что они знают, что умеют? Результат превзошел все ожидания. Один 16-летний Андрей успешно управляется чуть ли со всей живностью общины. И пусть ее пока немного. Это ведь только начало!

Валерий КУЗЬМИН, специально для газеты «Хозяйство»

 


     11.10.2011     Просмотров: 2335  

Будь в курсе событий!
Добавь «Хозяйство»
в избранное.

Подписаться

НАРОДНЫЙ РЕПОРТЕР

+ Добавить свою новость